eu.petrov писал(а):
Нет, Маркс вовсе не отвлекается от качества труда, он рассматривает именно качество труда, когда сводит ткачество, портняжничество к действую мускульной или умственной силы человека. В данном случае ткачество - это определение качества труда.
Абстракция по Гегелю и соответственно, по Марксу, и вообще правильное понимание абстрактного, - это не пустое отвлечение, отбрасывание, а наоборот, это самое содержательное, включающее конкретное, это концентрат, сгусток конкретных. Эта абстракция - трата человеческой силы и включает в себя все виды качеств труда, причем содержит в себе не как простую совокупность, а как присущее им всем качество. Поэтому мы к любому виду труда можем применить эту абстракцию, сказать, что ткачество - это расходование человеческой силы.
Точно также и абстракция количества труда вовсе не сводится к тому, чтобы отбросить индивидуальное количество труда, а свести его к труду общественному, причем общественный труд вовсе не представляет собой отвлеченную от индивидуальных количеств труда абстракцию, а разумную абстракцию, которая содержит в себе все индивидуальные количества труда в концентрированном виде, опять же не как простую совокупность, а как новое количество труда - общественное, а не индивидуальное.
И та, и другая абстракция - не есть что-то субъективное, наше, некая фикция. Это объективное, присущее вещам. Если бы это не было присуще вещам, то мы просто не могли бы создать такую абстракцию. Существует единичное, индивидуальное, но в этом индивидуальном содержится общее, которое мы улавливаем в абстракции. Конечно, само по себе оно, как единичное не существует, нет в объективности слона и стола вообще, в объективности есть единичные слоны и столы, но мы всех их определяем соответственно как слон и стол, потому как в них существует это общее, выявленное нами и определенное как слон и стол. Точно также и в индивидуальном количестве труда содержится это общее, общественный труд, но заключать о существовании оного мы можем тогда, когда индивидуальный труд, заключенный в товаре, реализуется в обществе.
Маркс нашел именно такие абстракции, которые используются в общественном производстве и необходимы для общественного производства. Это разумная и необходимая абстракция. Поэтому выглядят совершенно смешными и нелепыми попытки некоторых ученых пойти дальше этих разумных абстракций, к примеру, сводить качество и количество труда к энергии и измерять стоимость товара в джоулях.
Вот если бы вы вместо термина «абстракция» употребили синоним.
Абстра́кция (от лат. abstractio — «отвлечение») —
отвлечение в процессе познания
от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование; теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.
В европейской философии и логике абстрагирование трактуется, как правило, как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют все более общие изображения реальности (иерархию абстракций). Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости обсуждаемого понятия называется уровнем абстракции. В зависимости от целей и задач, можно рассуждать об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции.
В частности, в первом томе «Капитала» термин «абстракция» Маркс употребляет дважды. Во введении он говорит о
силе абстракции, а в тексте так:
Цитата:
«Хотя классическая политическая экономия никогда не формулировала этого закона, однако она инстинктивно придерживается его, потому что он вообще представляет собой необходимое следствие закона стоимости. Она пытается спасти его посредством насильственной абстракции от противоречий явления».
Т. 23, с.316.
Как видите, употребление термина «абстракция» требует управления предлогом «от».
Отвлечение от чего-то. У вас же этого нет, и я абсолютно не понимаю, что означает у вас:
- абстракция качества труда (простая физиологическая трата сил)
- абстракция количества труда (общественный труд).
В отличие от вас Маркс отвлекается от качества труда, когда говорит об абстрактном труде как простой физиологической трате сил человека в процессе общественного производства. У вас же появляется какая-то абстракция качества труда.
По-моему вы запутались, уважаемый
eu.petrov.