Еще раз говорю, что стоимость - это труд, кристаллизованный в продукте труда, имеющем потребительную стоимость.
Григорий писал(а):
"Стоимость" - это не сам труд, как верно пишет Инженер, но она, конечно, связана с оценкой этого труда со стороны потребителей и производителей товара. Формирование же "оценок" в сложных адаптивных системах, какой является рыночная экономика, - сложный вопрос, который не решается двумя словами, а требует системного анализа с учётом структуры общества и установившихся в нём правил игры. Всё гораздо сложнее, чем привыкли думать ортодоксальные марксисты.
Маркс, когда он писал свои книги, не мог в принципе дать более развёрнутое определение "стоимости", чем то, что он дал. Не мог уже потому что знания, которые для этого необходимы, в то время ещё просто не существовали (!). Не было соответствующего решению этой задачи математического аппарата, не было системной динамики и общей теории систем, не было концепции САС, не было многих теоретических разделов, которые возникли позже и которые позволяют теперь - в XXI веке! - по-новому взглянуть на традиционные определения и утверждения классической ТТС.
Если привлечь эти новые знания и применить их к теории стоимости Маркса, получим новую, более приближенную к реальности теорию стоимости, свободную от многих недостатков классической версии.
Григорий, я писал, что стоимость — это труд, кристаллизованный в продукте труда. Вы вслед за товарищем Инженером приписываете мне мысль, что стоимость — это труд. Но труд не имеет стоимости, друзья мои. Инженер вообще пишет, что «стоимость это вовсе не сам труд, а информация о количестве и качестве труда, затраченного при производстве товара». Он по-детски путает стоимость и величину стоимости, утверждая, что она зависит как от количества, так и качества труда. Это уже извращение теории Маркса.
«Итак, потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлен, или материализован, абстрактно человеческий труд.
Как же измерять величину ее стоимости? Очевидно, количеством содержащегося в ней труда, этой «созидающей стоимость субстанции». Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем, а рабочее время находит, в свою очередь, свой масштаб в определенных долях времени, каковы: час, день и т. д.Если стоимость товара определяется количеством труда, затраченного в продолжение его производства, то могло бы показаться, что стоимость товара тем больше, чем ленивее или
неискуснее производящий его человек, так как тем больше времени требуется ему для изготовления товара. Но тот труд, который образует субстанцию стоимостей, есть одинаковый человеческий труд, затрата одной и той же человеческой рабочей силы. Вся рабочая сила общества, выражающаяся в стоимостях товарного мира, выступает здесь как одна и та же человеческая рабочая сила, хотя она и состоит из бесчисленных индивидуальных рабочих сил. Каждая из этих индивидуальных рабочих сил, как и всякая другая, есть одна и та же человеческая рабочая сила, раз она обладает характером общественной средней рабочей силы и функционирует как такая общественная средняя рабочая сила, следовательно употребляет на производство данного товара лишь необходимое в среднем или общественно необходимое рабочее время. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».
Т.23, с.47.
Извращая вместе с Инженером мою мысль вы, уважаемый Григорий, изрекли следующее:
Григорий писал(а):
Я бы поддержал Вас (Инженера — В.К.) в этом пункте. Ваше определение близко к тому, которое я использую в ДТТС (диалектическая версия ТТС). Стоимость товаров у Маркса зависит не от индивидуальных затрат труда, а от общественно-необходимых затрат труда. Почему? В первую очередь, потому, что информация об общественно-необходимых затратах труда рассредоточена между множеством экономических агентов и широко доступна, так как подавляющее большинство производителей как раз эти общественно-необходимые затраты несёт. Если какой-либо капиталист вводит улучшения, то информация о снизившихся на его предприятии затратах труда до поры до времени остаётся секретом для остальных, как и применённые им улучшения, которые он пытается скрыть, не допустить их распространения, ограничить к ним доступ потенциальных конкурентов. Никто в отдельности - ни отдельный потребитель, ни отдельный производитель - не имеет полной информации о ТЕКУЩИХ затратах труда всех производителей того или иного товара. Каждый производитель ориентируется на собственный опыт и на рынок, как систему, которая несёт в себе информацию о необходимых затратах труда.
Понятие "стоимость", которое формулирует Маркс, нельзя толковать упрощённо, формально, прямолинейно, "в лоб", как это часто делается марксистами. "Стоимость" - это системное свойство рыночной сложной адаптивной системы (САС), некое системное качество, которое продукты труда приобретают в экономике, основанной на товарообмене. "Стоимость" вбирает в себя слишком многое, чтобы можно было дать какое-то одно элементарное раз и навсегда окончательное определение.
Все это так (поскольку разъяснено Марксом) и не так, поскольку понятие система было известно Марксу:
«В обществе, продукты которого, как общее правило, принимают форму товаров, т. е. в обществе товаропроизводителей, это качественное различие видов полезного труда, которые здесь выполняются независимо друг от друга, как частное дело самостоятельных производителей, развивается в многочленную систему, в общественное разделение труда».
Т.23, с.51.
«…Как определенные виды полезного труда, они должны удовлетворять определенную общественную потребность и таким образом должны оправдать свое назначение в качестве звеньев совокупного труда, в качестве звеньев естественно выросшей системы общественного разделения труда».
Т.23, с.83.
Напомню, что первые представления о системе возникли в античной философии, выдвинувшей онтологическое истолкование системы как упорядоченности и целостности бытия. В древнегреческой философии и науке (Евклид, Платон, Аристотель, стоики) разрабатывалась идея системности знания (аксиоматическое построение логики, геометрии). Воспринятые от античности представления о системности бытия развивались как в системно-онтологических концепциях Б. Спинозы и Г. Лейбница, так и в построениях научной систематики. 17-18 вв., стремившейся к естественной (а не телеологической) интерпретации системности мира (например, классификация К. Линнея). В философии и науке нового времени понятие система использовалось при исследовании научного знания; при этом спектр предлагаемых решений был очень широк - от отрицания системного характера научно-теоретического знания (Э. Кондильяк) до первых попыток философского обоснования логико-дедуктивной природы систем знания (И. Г. Ламберт и др.).
Принципы системной природы знания разрабатывались в нем. классической философии: согласно И. Канту, научное знание есть система, в которой целое главенствует над частями;
Ф. Шеллинг и Г. Гегель трактовали системность познания как важнейшее требование диалектического мышления. В буржуазной философии 2-й половины 19-20 вв. при общем идеалистическом решении основного вопроса философии содержатся, однако, постановки, а в отдельных случаях и решения некоторых проблем системного исследования - специфики теоретического знания как системы (неокантианство), особенностей целого (холизм, гештальтпсихология), методов построения логических и формализованных систем (неопозитивизм).
Общефилософской основой исследования системы являются принципы материалистической диалектики (всеобщей связи явлений, развития, противоречия и др.). Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина содержат богатейший материал по философской методологии изучения систем — сложных развивающихся объектов.
Задачи адекватного воспроизведения в знании сложных социальных и биологических объектов действительности впервые в научной форме были поставлены К. Марксом и Ч. Дарвином. «Капитал» К. Маркса послужил классическим образцом системного исследования общества как целого и различных сфер общественной жизни, а воплощённые в нём принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т. п.) явились важнейшим компонентом диалектико-материалистической методологии научного познания.
И дело не в математическом аппарате, а в элементарных заблуждениях современных «диалектиков-математиков». Вот некоторые, например, считают, что одна и та же стоимость создается дважды – один раз в виде прибавочной стоимости, а другой раз в виде средств производства, которые капиталист покупает на доход, соответствующий производительно потребляемой части прибавочной стоимости.
Вот лучше бы, Григорий, вы разъяснили товарищу, что это не так. А то он начал нести следующее:
ingener писал(а):
Валерий писал(а):
Да вы, батенька, как говорил Ленин, не отличаете полезный конкретный труд от абстрактно человеческого труда. Производительная сила труда - это качественная характеристика полезного конкретного труда. Простой и сложный труд - это характеристика качества полезного конкретного труда.
Единственная качественная характеристика абстрактно человеческого труда - это индивидуальный и общественно необходимый труд. Стоимость индивидуально произведенного товара определяется количеством общественно необходимого труда.
Это вы просто так умничаете или хотите сказать, что полезный конкретный труд не создает стоимости? Или стоимость полезного конкретного труда принципиально количественно отличается от стоимости абстрактного труда? Не лезьте в эти непринципиальные отличия для того, чтобы уйти от ответа по существу.
Валерий писал(а):
Насчет исчезновения стоимости в приведенной цитате. По вашему меновая стоимость исчезает, а стоимость, ее субстанция - нет? Представьте, что горшок со сметаной - это меновая стоимость, а сама сметана как субстанция - стоимость. Горшок со своим содержимым исчез. Исчезла ли при этом сметана. Вы говорите, что горшок исчез, а сметана осталась. А я говорю ха-ха-ха.
Ну опять вы все путаете!
Горшок - субстанция!А горшок со сметаной - это форма существования горшка.
Можно спокойно съесть сметану, с горшком ничего не сделается. :)
Вот смайлик поставил, а на самом деле мне уже не смешно.
Так и будем рассуждать дальше про горшки со сметаной или вы все таки попытаетесь найти ответ по существу вопроса?
Есть производственное потребление постоянного капитала при условии не уменьшения его стоимости или нет?Все просто, да или нет.
Потом пойдем дальше.
Понимаете, для него уже горшок, - субстанция, а горшок со сметаной - форма существования горшка.
А насчет диалектического мышления отсылаю вас к К. Попперу
«Что такое диалектика?». Лично я пытаюсь изучить эту работу, хотя и нашел в ней некоторые алогичные утверждения.