Vladimir_br писал(а):
1. Это объяснение появления торговой прибыли по теории Маркса. Это марксов бред. Никто из торговцев никакой вновь созданной стоимости и прибавочной стоимости в товарах не подсчитывает, тем более их эквивалента – абстрактного труда.
Vladimir_br писал(а):
2. Продукт труда изготовленный для продажи является товаром. Поэтому обмен такого продукта труда на деньги является обменом. И этот обмен является неэквивалентным. Следовательно теория Маркса и закон стоимости до 16 века на работают.
Я вижу — что ни антимарксист, то и не может расставить запятые. Это какая-то закономерность.
Кроме того, я вижу у всех антимарксистов отсутствие логики в рассуждениях.
Брезгин утверждает:
Vladimir_br писал(а):
Никто из торговцев никакой вновь созданной стоимости и прибавочной стоимости в товарах не подсчитывает, тем более их эквивалента – абстрактного труда.
Скажите, а зачем ему это подсчитывать? Он покупает товар у производителя со скидкой, скидка — всегда потеря для производителя и прямой вычет из его вновь созданной стоимости.
Брезгин утверждает:
Vladimir_br писал(а):
Продукт труда изготовленный для продажи является товаром. Поэтому обмен такого продукта труда на деньги является обменом. И этот обмен является неэквивалентным.
Здесь несколько ляпсусов.Во-первых, утверждение
«Товар — продукт труда, произведенный для продажи» является типичным «марксистским» определением советских политэкономов. В первой главе, которая называется «Товар» и в которой, по всей видимости, следовало искать определение товара, такого определения нет. В пятой главе «Капитала» находим похожее, но принципиально иное: «И наш капиталист заботится о двоякого рода вещах. Во-первых, он хочет произвести потребительную стоимость, обладающую меновой стоимостью,
предмет, предназначенный для продажи, т.е. товар» (Маркс К. Капитал. М.,1963. Т. I. С. 197). Точнее было бы сказать: «обладающую стоимостью», но повествование ведется от лица капиталиста, который не имеет понятия о стоимости, хотя хорошо знает, что такое меновая стоимость.
«Предмет» не устраивает советскую экономическую теорию марксизма и заменяется на «продукт труда». Смысл замены в том, чтобы свести теорию стоимости Маркса к трудовой теории стоимости. «Продукт труда» здесь — продукт живого труда данного периода, продукт, произведенный живым трудом. У Маркса «предназначенный для продажи» — характеристика товара, произведенного капиталом. В марксистском определении «продажа» — характеристика всех товаров.
Ошибочное определение исходной категории модели капитала разрушает модель Маркса. Из него выпадают деньги (по Марксу — товар) и функционирующие в качестве промышленного капитала средства производства, которые не предназначены для продажи; товар «рабочая сила», которая не является продуктом труда, и т.д.
Оправдания популяризации в том смысле, что «Капитал» слишком сложен и определения основных категорий «надо еще поискать», не могут быть приняты.
Если понимать метод материалистической диалектики, примененный в «Капитале», то определения не приходится отыскивать. Определения основных категорий дается по единой системе. Во-первых, категория определяется со стороны формы, так как она дается в непосредственном наблюдении. Первое определение товара: «Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности». Во-вторых, категория определяется со стороны природы общественного богатства — стоимости. Вслед за первым определением товара идет определение субстанции и величины стоимости. В-третьих, дается синтетическое, объемное определение, представляющее собой единство природы и формы: «Товары является на свет в форме потребительных стоимостей, или товарных тел, каковы железо, холст, пшеница и т. д. Это их доморощенная натуральная форма. Но товарами они становятся лишь в силу своего двойственного характера, лишь в силу того, что они одновременно и предметы потребления и носители стоимости. Следовательно, они является товарами, или имеет товарную форму, лишь постольку, поскольку они обладает этой двойной формой — натуральной формой и формой стоимости».
В учебнике (А.В. Сорокина — В.К.) это определение дается в сокращенном виде: «Товар — потребительная стоимость, обладающая стоимостью». Под это определение подпадает все товары.
Во-вторых, утверждение Брезгина «обмен … продукта труда на деньги является обменом» тоже является следствием заблуждений советских политэкономов. Определение в Большой советской энциклопедии «Деньги — особый товар, всеобщий эквивалент (равностоимость) или всеобщая эквивалентная форма стоимости всех других товаров», или (в сокращенном виде) «деньги — всеобщий эквивалент», — типичное определение денег в советской марксистской политической экономии. Это урезанное наполовину определение денег берется не из третьей главы «Капитала», которая посвящена деньгам, а из первой главы, из раздела о форме стоимости. Деньги действительно всеобщий эквивалент, но это свидетельствует о выполнении деньгами только одной функции — меры стоимостей, в которой деньги — мысленно представляемые идеальные деньги. Дальнейшее развитие денег в советско-марксистском определении невозможно. Идеальные деньги невозможно превратить в капитал и т.д. Идеальные деньги не является богатством.
В этом моменте советская экономическая теория марксизма смыкается с неоклассикой.
В-третьих, Брезгин не понимает, что обращение принципиально отличается от непосредственного обмена продуктов. Деньги как средство обращения — реальные деньги, т.е. стоимость, носителем которой является потребительная стоимость денежного товара (здесь — золота). Вещественным содержанием и результатом обращения товаров действительно является обмен. Тем не менее обращение принципиально отличается от непосредственного обмена продуктов. Для классики и неоклассики характерно отождествление обращения и обмена, результатом которого является «нейтрализация» денег. По Смиту, деньги — лишь «колесо обращения», по Маршаллу — деньги в цивилизованных странах служат для того, чтобы выразить факт обмена одной вещи на другую.
Отождествление обращения и обмена выражается в формуле «Деньги используется, но они нейтральны». Кейнс называет экономику, в которой деньги нейтральны, «экономикой реального обмена» и считает, что она должна быть дополнена теорией «денежной экономики», в которой деньги не является нейтральными. По Кейнсу, условия нейтральности денег совпадает с условиями отсутствия кризисов, поэтому анализ кризисов на основе теории реального обмена невозможен. «Условия, необходимые для «нейтральности» денег, в том смысле, какой этому придается в «Принципах» Маршалла (если мы снова возьмем эту книгу как основной пример), совпадает с теми, из которых выводится отсутствие кризисов» (Keynes J. M. A monetary theory of production. From Der Stand und die nдchste Zukunft der Konjunkturforschung: Festschrift fьr Arthur Spiethoff, 1933).
Нейтральность денег — логический вывод из закона Сэя, согласно которому производство (предложение) рождает свой собственный спрос. Нейтральность денег — один из основных принципов «рикардианской традиции», которая критикуется Кейнсом в «Общей теории…». В самом деле, Рикардо почти дословно воспроизводит закон Сэя в своих «Началах…». «Каждый человек производит только для продажи или для потребления, и он продает всегда только с целью купить какой-нибудь другой товар, который мог бы быть ему непосредственно полезен или мог бы способствовать будущему производству. Таким образом, всякий производитель необходимо становится или потребителем собственных товаров, или покупателем и потребителем товаров какого-нибудь другого производителя... Продукты всегда покупается за продукты или услуги; деньги служат только мерилом, при помощи которого совершается этот обмен» (Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Соч. М., 1955. Т. 1. С. 239–240). Маркс критиковал закон Сэя и «рикардианскую традицию» задолго до Кейнса.
«Трудно представить себе что-либо более плоское, чем догмат, будто товарное обращение обязательно создает равновесие между куплями и продажами, так как каждая продажа есть в то же время купля, и vice versa [наоборот]. Если этим хотят сказать, что число действительно совершившихся продаж равно числу покупок, то это — бессодержательная тавтология. Однако этим догматом хотят доказать, что продавец приводит за собой на рынок своего покупателя… У покупателя есть товар, у продавца есть деньги, т. е. товар, сохраняющий форму, способную к обращению независимо от того, рано или поздно он фактически снова выступит на рынке. Никто не может продать без того, чтобы кто-нибудь другой не купил. Но никто не обязан немедленно покупать только потому, что сам он что-то продал. Обращение товаров разрывает временные, пространственные и индивидуальные границы обмена продуктов. Формы (товарного метаморфоза) заключают в себе возможность — однако только возможность — кризисов» (Маркс К. Капитал. М., 1963. Т. I. С. 123–124).
Кейнс приходит к выводу о том, что «деньги не нейтральны» «the money is not neutral» (Keynes J. M. A monetary theory of production).
М. Фридмен возвращает деньгам качество, которое игнорировалось Смитом («не нужно золота ему»), Рикардо и всей последующей неоклассикой. По Фридмену, деньги — богатство: «Деньги имеют значение; деньги представляют одну из форм обладания богатством» (Фридмен М. Количественная теория денег. М., 1966. С. 18, 19).
В-четвертых, утверждая, что обмен продукта труда на деньги является неэквивалентным обменом, Брезгин не понимает, что это еще не окончательный обмен. Если речь идет о сделке между производителем и купцом, то никакой эквивалентности здесь нет. Эквивалентность обмена по количеству простого труда, содержащегося в товаре, достигается при простом товарном производстве, когда производителю товара первоначально принадлежит вся стоимость продукта труда его производителя. Эквивалентность обмена возникает также, когда на рынке простого товарного производства оперируют одни купцы, представляющие производителей товара. При капиталистическом товарном производстве эквивалентность по количеству труда заменяется эквивалентностью по окупаемости капитала, что, однако, не отменяет действие закона стоимости в целом для конечных продуктов, обмениваемых друг на друга, пусть и при помощи денег.
РЕЗЮМЕ: Брезгин, как представитель Русской школы экономики поторопился назваться
школой и поторопился играть роль
учителя всех марксистов уму-разуму.
При соприкосновении с действительной научной школой «теория Брезгина» трещит по швам, так как шита белыми нитками и является элементарной псевдонаучной отсебятиной.
А вот, например, теория, разработанная А.В. Сорокиным (МГУ) - это более менее правильная теория, хотя и здесь можно найти противоречия. Так что, Брезгин, срочно за учебники! (Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики: Учебник / А.В. Сорокин. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. — 587 с. — (Высшее образование)).
В.К.
31.01.2012