Григорий пишет
Цитата:
Пока купцов нет, вся добавочная стоимость присваивается непосредственным производителем, но при этом ему приходится самому осуществлять процесс реализации и тратить на это время и дополнительные средства. С появлением купцов, непосредственному производителю становится выгоднее отдавать свой товар купцу дешевле, зато экономить своё время и не иметь головной боли и расходов, связанных с торговлей. Он выигрывает. Купец получает часть создаваемой производителем стоимости (часть добавочной стоимости). За счёт специализации (производитель - производит, купец - торгует) растёт производительность труда и увеличивается выпуск продукции. Выигрывают от этого обе стороны.
Давайте на время оставим купцов в покое. Возьмем производителя выменивающего на произведенный им продукт необходимое для потребления благо. Для того чтобы достичь намеченной цели он должен произвести бесполезный для личного потребления продукт, затратив на это определенное время своей жизни, а затем обменять его на необходимый продукт, так же затратив время своей жизни. Обратите внимание, и одно действие (производство) и другое (обмен) сопряжено с вынужденными затратами времени на достижение цели. Производителю безразлично как распределено время между этими двумя действиями, ему важен общий результат, а именно, сколько времени он тратит на получение необходимого блага. Замете, когда дело касается бюджета семьи, Вы понимаете что как бы не были распределены деньги между мужем и женой он остается тем же. Когда же речь заходит о жизнедеятельности человека, в ходе которой он удовлетворяет определенную потребность, Вы не признаете что ему не важно как распределено время его жизни между двумя действиями, в итоге наделяющими его необходимым продуктом. Вы считаете что одни из этих затрат важнее других. Более того, те затраты что связаны с обменом, вообще исключаете из расчетов его жизнедеятельности. Почему? Да потому что пользуетесь марксистским понятием стоимость и труд. Я подчеркиваю, марксистским. Поскольку, как до Маркса люди оперировали этими понятиями, вкладывая в них совсем иную суть, так и теперь, большинство людей оперируют ими, подразумевая совсем другое, поскольку не читали Маркса, либо читали и не приняли его философско-экономических категорий. Попробую пояснить, о чем идет речь в части касающейся исключения времени расходуемого на фазу обмена при оценке количественных показателей жизнедеятельности человека, в случае использования марксистских категорий.
Цитата:
Маркс пишет «Итак, потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлён, или материализован, абстрактно человеческий труд. Как же измерять величину её стоимости? Очевидно, количеством содержащегося в ней труда, этой «созидающей стоимость субстанции». Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем, а рабочее время находит, в свою очередь, свой масштаб в определённых долях времени, каковы: час, день и т. д.».
Обратите внимание, стоимость измеряется количеством труда, а количество труда временем. То есть, в конечном итоге, стоимость измеряется временем. Здесь возникает вопрос. А почему не мерять сразу временем, беря в расчет ту его часть, что человек тратит на то, чтобы благо удовлетворяющее его потребность оказалось в фазе потребления? Тогда бы время, расходуемое на фазу обращения, не «вываливалось» из расчетов. Для того чтобы сделать это необходимо в ходе рассуждений Маркса, ведущих к понятию стоимость и ее количественной определенности сделать небольшую поправку, не поступившись при этом истинной.
«Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остаётся лишь одно свойство, а именно то, что они — продукты труда». Это рассуждение Маркса. Судите сами, является ли ложным утверждение. Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остаётся лишь одно свойство, а именно то, что их появление и попадание в фазу потребления требует затрат времени жизни людей. Оставив подход Маркса, когда стоимость измеряется количеством труда, а количество труда временем, неминуемо станет вопрос. Что считать трудом, а что нет? Если за труд (или производительный труд) считать деятельность по созданию продукта в ходе которой вещества природы видоизменяясь приобретают вид и свойства производимого блага, то действия связанные с его обменом не будут считаться трудом, а стало быть и время, что расходуется на эти действия будет выведено за рамки экономического анализа. В подтверждение приведу высказывание на форуме Ивана.
Иван 30.01.2012., пишет
Цитата:
Эти дополнительно затраченные 2 часа не учитываются потому, что в стоимости отражен только овеществленный труд по созданию продукта. А на рынке ...
«Капиталист может трудиться на рынке изо всех сил, но этим своим трудом он не создает ни продукта, ни стоимости, ни прибавочной стоимости.» (Т.50, с.58.)
Применительно к ситуации, где нет торговца и капиталиста, а присутствует лишь производитель, самостоятельно изготовивший и обменивающий свой продукт, слова Маркса, по отношению к капиталисту, можно смело переадресовать этому производителю. Более того, раз при марксистском подходе, гончар, который тащит на рынок свои горшки, не создает ни продукта, ни стоимости, поскольку горшки при этом остаются горшками, за созидающий стоимость труд так же можно не принимать такой же вид деятельности, входящий в процесс производства, правда связанный в этом случае с перемещением накопанной глины в мастерскую. Судите сами, глина, извлеченная из недр, пока ее несут, не изменяется никаким образом, так же как и горшки, перемещаемые на рынок. Интересно и то, что именно благодаря такому подходу понятие интеллектуальная собственность возникло с таким запозданием. В самом деле, сидит человек, напрягает мозги, придумывает что-то, а поскольку мысль сама по себе не овеществляется, то получается что он ничего не делает. А вот тот, кто воплотит эту мысль в товаре, тот трудится, созидая стоимость, а когда автор идеи придет к нему за своей долей, он может смело его послать, ссылаясь на марксизм.
Если, при анализе товара, не вырывать его из того процесса в котором он рождается и доходит до потребления, выводы получаются совсем иные, не такие как у Маркса. Судите сами, в самой простой ситуации, человек произвел продукт Т1 (товар) и обменял его на продукт Т2, который в итоге потребил. Его цель не продукт Т1, а продукт Т2. Берем простейшее определение труда, оно гласит: труд есть осознанная целенаправленная деятельность человека в ходе которой он изменяет элементы окружающего его мира, приспосабливая их для удовлетворения той или иной своей потребности. Согласно этому определению не только производство продукта Т1, но и обмен его на продукт Т2 представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека благодаря которой становится возможным потребление продукта Т2, то есть обмен, в виде всех входящих в его состав действий, является трудом. Кстати изменения элементов окружающего человека мира, связанные с обменом, не менее значимы чем те что имеют место в процессе производства, об этом идет речь в моей работе. Если же из процесса удовлетворения потребности связанной с продуктом Т2 выдернуть продукт Т1, и начать анализировать его вне этого процесса, получится ровным счетом то к чему пришёл Маркс. Тогда трудом будет считаться только то, что включает фаза производства. Но согласно приведенному определению, в отрыве от обмена производство продукта Т1 не приводит нашего героя к удовлетворению потребности в продукте Т2, то есть само по себе не представляет ту осознанную целенаправленную деятельность что ведет к указанной цели. Или иными словами, в отрыве от обмена не представляет собой труд.
Вот теперь можно поговорить и о купце. Вы пишите
Цитата:
«Купец получает часть создаваемой производителем стоимости (часть добавочной стоимости). За счёт специализации (производитель - производит, купец - торгует) растёт производительность труда и увеличивается выпуск продукции. Выигрывают от этого обе стороны».
Если придерживаться позиции Маркса, тогда купец получает часть создаваемой производителем стоимости, скажем в виде скидки. Но куда девать ту абсурдность представленной в таком виде ситуации, на которую совершенно справедливо указывает ingener. Он пишет
Цитата:
«Скидка посреднику - выдумка для закрытия бреши в логике. С какой стати производитель будет делиться частью своей прибыли просто так? За красивые глаза? Скидка -это даже не неэквивалентный обмен, а дарение. Мы здесь экономику рассматриваем или благотворительность? Если производители отдают торговцам часть своей прибыли, то торговцы должны предлагать на обмен какой-то другой товар. По Марксу у торговцев не может быть никакого товара, потому что они не производители. Все, приплыли. Тупик. Вполне очевидный. И почему его не хотят замечать»?
Если использовать не марксистский подход, в котором виды деятельности входящие в фазу обмена тоже представляют труд, тогда купец получает свою долю за выполненную им работу. Причем он участвует таки в обмене, а не в дарении, только в обмене особенность которого состоит в том что в нем, одна сторона обмена представлена не продуктом, а видами деятельности входящими в фазу обмена. Кстати такой же, по сути, обмен мы имеем при покупке рабочей силы.
В связи с этим обменом возникает другой очень волнующий всех вопрос, почему в руках купца богатство увеличивается быстрее, чем у производителя? Ответ на него на самом деле не так уж сложен, правда для этого необходимо рассмотреть особенности реализуемых производителем и купцом циклических процессов.
Хотим мы того или нет, но взаимодействие между людьми в ходе жизнедеятельности протекает в пространстве и времени, а Маркс, описывая количественные показатели этого взаимодействия, выбрасываете из расчетов довольно значительное время, о каком сведении балансов после этого может идти речь.