Здравствуйте, уважаемый Григорий!Григорий писал(а):
… само понятие "абстрактный труд" теряет смысл вне рамок рыночной экономики. Что касается труда в физиологическом смысле - то он существует в любой экономике и уже по этой причине овеществлённый труд "в физиологическом смысле" - это вечная категория.
В работе Маркса «К критике политической экономии вообще нет словосочетания труд в физиологическом смысле и т.п. Речь идет об абстрактно-всеобщем труде, существующем в среднем или простом труде как определенной производительной затрате человеческих мышц, нервов, мозга и т. д. Именно эта производительная затрата, в которой Григорию мерещится какой-то физиологический труд в противовес труду абстрактному, и есть абстрактно-всеобщий или попросту абстрактный труд.
Далее Маркс разъясняет достаточно понятно:
«… Различные потребительные стоимости суть продукты деятельности различных индивидуумов, т. е. результат индивидуально различных видов труда.
Но как меновые стоимости, они представляют собой одинаковый, лишенный различий труд, т. е. труд, в котором индивидуальность работающих стерта. Поэтому труд, создающий меновую стоимость, есть
абстрактно-всеобщий труд».
т.13, с.15.
«… Труд, как он представлен в меновых стоимостях, мог бы быть назван
всеобще-человеческим трудом. Эта абстракция всеобщего человеческого труда (
абстрактно-всеобщий труд — В.К. )
существует в среднем труде, который в состоянии выполнять каждый средний индивидуум данного общества, это — определенная производительная затрата человеческих мышц, нервов, мозга и т. д. Это —
простой труд*, которому может быть обучен каждый средний индивидуум и который он, в той или другой форме, должен выполнять. Самый характер этого среднего труда различен в разных странах и в разные эпохи культуры, однако он выступает как нечто данное в каждом существующем обществе»
* «Unskilled labour» [«Необученный труд»] называют его английские экономисты.
(т.13, с.17).
«… Речь идет не об абстрактном труде, как источнике меновой стоимости, но о труде конкретном, как источнике вещественного богатства, короче — о труде, поскольку он производит потребительные стоимости» (т.13, с.22).
«В то время как труд, создающий меновую стоимость, есть труд абстрактно-всеобщий и равный, труд, создающий потребительную стоимость, есть труд конкретный и особенный, труд, который сообразно форме и материалу подразделяется на бесконечно различные виды труда.
Относительно труда, поскольку он производит потребительные стоимости, ошибочно утверждать, что он есть
единственный источник произведенного им, а именно — вещественного богатства. Так как этот труд есть деятельность, направленная на освоение вещественных элементов для той или иной цели, то он нуждается в веществе как предпосылке. В различных потребительных стоимостях пропорция между трудом и веществом природы очень различна, но потребительная стоимость всегда содержит какой-либо природный субстрат. Как целесообразная деятельность, направленная на освоение элементов природы в той или иной форме, труд составляет естественное условие человеческого существования, условие обмена веществ между человеком и природой, независимое от каких бы то ни было социальных форм. Напротив, труд, создающий меновую стоимость, есть специфически общественная форма труда. Например, труд портного в своей вещественной определенности, как особая производительная деятельность, производит платье, а не его меновую стоимость. Последнюю он производит не как труд портного, но как абстрактно-всеобщий труд, а этот труд принадлежит к такой общественной связи, которую портной не создавал».
т.13, с.23.
Григорий писал(а):
Да, производительная сила АБСТРАКТНОГО труда не влияет на величину стоимости, которая и есть не что иное как этот самый АБСТРАКТНЫЙ труд. НО производительная сила труда "в физиологическом смысле" ВЛИЯЕТ на величину АБСТРАКТНОГО труда и по этой причине на создаваемую стоимость.
Чтобы возразить этому положению Григория вначале ответим на вопрос о том, теряет ли смысл вне рамок рыночной экономики само понятие "абстрактный труд".
«Для социализма, который хочет освободить человеческую рабочую силу от ее положения товара, очень важно понять, что труд не имеет стоимости и не может иметь ее. При таком понимании теряют почву все попытки регулировать будущее распределение средств существования как своего рода высшую форму заработной платы, — попытки, перешедшие к г-ну Дюрингу по наследству от стихийного рабочего социализма. Отсюда как дальнейший вывод вытекает, что распределение, поскольку оно управляется чисто экономическими соображениями, будет регулироваться интересами производства, развитие же производства больше всего стимулируется таким способом распределения, который позволяет всем членам общества как можно более всесторонне развивать, поддерживать и проявлять свои способности. Способу мышления образованных классов, унаследованному г-ном Дюрингом, должно, конечно, казаться чудовищным, что настанет время, когда не будет ни тачечников, ни архитекторов по профессии и когда человек, который в течение получаса давал указания как архитектор, будет затем в течение некоторого времени толкать тачку, пока не явится опять необходимость в его деятельности как архитектора. Хорош был бы социализм, увековечивающий профессиональных тачечников!
Если равноценность рабочего времени должна иметь тот смысл, что каждый работник в равные промежутки времени производит равные стоимости и что нет необходимости сперва выводить какую-либо среднюю величину, — то совершенно очевидно, что это неверно. Стоимость, созданная часом труда двух работников, хотя бы одной и той же отрасли производства, всегда окажется различной, смотря по интенсивности труда и искусству работника; этой беде, — которая, впрочем, может казаться бедой только таким людям, как Дюринг, — не может помочь никакая хозяйственная коммуна, по крайней мере на нашей планете. Что же остается, следовательно, от всей концепции равноценности всякого труда? Ничего, кроме пустой крикливой фразы, экономической подоплекой которой является только неспособность г-на Дюринга к различению между определением стоимости трудом и определением стоимости заработной платой, — ничего, кроме простого указа, своего рода основного закона новой хозяйственной коммуны:
заработная плата за равное рабочее время должна быть равной! Но в таком случае старые французские рабочие-коммунисты и Вейтлинг приводили уже гораздо лучшие доводы в пользу своего требования равенства заработной платы.
Как же в целом разрешается важный вопрос о более высокой оплате сложного труда? В обществе частных производителей расходы по обучению работника покрываются частными лицами или их семьями; поэтому частным лицам и достается в первую очередь более высокая цена обученной рабочей силы: искусный раб продается по более высокой цене, искусный наемный рабочий получает более высокую заработную плату.
В обществе, организованном социалистически, эти расходы несет общество, поэтому ему принадлежат и плоды, т. е. бóльшие стоимости, созданные сложным трудом. Сам работник не вправе претендовать на добавочную оплату. Из этого, между прочим, следует еще тот практический вывод, что излюбленный лозунг о праве рабочего на «полный трудовой доход» тоже иной раз не так уж неуязвим
125»
т.20, с.205-206.
Как видим, в обществе, организованном социалистически, бóльшие стоимости, созданные сложным трудом, принадлежат обществу. Эти стоимости всегда сводятся к простому труду, который представляет собой абстрактно-всеобщий (абстрактный) труд. Следовательно, вне рамок рыночной экономики само понятие "абстрактный труд" не теряет смысл, а используется, например, для обоснования тезиса о том, что социалистический работник не вправе претендовать на добавочную оплату создаваемой им большей стоимости в результате своего более сложного труда, так как эта сложность обусловлена затратами общества, а не отдельного индивидуума.
Вот я, например, учился в вузе совершенно бесплатно, да еще и стипендию получал. А мои дети учились уже за свой счет, так как успешно наступил капитализм. Мне, разумеется, никто в зарплату не добавил ни копейки, чтобы осуществить воспроизводство моей рабочей силы. Но это так, отвлечение.
Григорий абсолютно не прав, утверждая, что «производительная сила АБСТРАКТНОГО труда не влияет на величину стоимости». Абстрактный труд не имеет производительной силы труда, так как последняя есть характеристика конкретного труда.
«Производительная сила, — писал Маркс, — конечно, всегда есть производительная сила полезного, конкретного труда и фактически определяет собой только степень эффективности целесообразной производительной деятельности в течение данного промежутка времени. Следовательно, полезный труд оказывается то более богатым, то более скудным источником продуктов прямо пропорционально повышению или падению его производительной силы. Напротив, изменение производительной силы само по себе нисколько не затрагивает труда (абстрактного труда — В.К.), представленного в стоимости товара» (т.23, с.55).
Григорий же пишет, что «производительная сила труда "в физиологическом смысле" ВЛИЯЕТ на величину АБСТРАКТНОГО труда и по этой причине на создаваемую стоимость».
Но категория труд "в физиологическом смысле" у Маркса — это то же самое, что и абстрактно-всеобщий труд (абстрактный труд). «… Как бы различны ни были отдельные виды полезного труда, или производительной деятельности, с физиологической стороны это — функции человеческого организма, и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и ее форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.» (т.23, с.81). Сравните: «… Труд, как он представлен в меновых стоимостях, мог бы быть назван
всеобще-человеческим трудом. Эта абстракция всеобщего человеческого труда (
абстрактно-всеобщий труд — В.К. )
существует в среднем труде, который в состоянии выполнять каждый средний индивидуум данного общества, это — определенная производительная затрата человеческих мышц, нервов, мозга и т. д.» (т.13, с.17).
Остается только догадываться, где Григорий вычитал о различии между абстрактным трудом и абстрактно-всеобщим трудом.
С уважением,
ВалерийP.S. Вот еще один теоретик по абстрактному труду
http://smirnoff-v.livejournal.com/165610.htmlЯ вот иногда думаю: или Маркс написал слишком сложное произведение, или мы все отупели по сравнению со средним интеллектом ХІХ века. См.:
http://id.atiso.ru/node/90Загрязнение, однако.