ingener писал(а):
Но также понятно и то, что это неправильно, так как создает проблемы в планировании из-за цен, неверно отражающих стоимость развития производства в ценах товаров.
Но этот вопрос совершенствования социалистической экономики совершенно бессмысленный и мы в него углубляться не будем.
Я предложил ввести вместо налога только с оборота предметов потребления, собирающий прибавочную стоимость с рабочих в одну кучу, подлежащую распределению "вручную", ввести налог с оборота всех сфер производства (с повторным налогообложением) и автоматическим распределением по сферам производства, только для того, чтобы показать, как можно с помощью всеобщего завышения цен правильно собирать прибавочную стоимость пропорционально зарплате и правильно ее распределять пропорционально авансированному капиталу с формированием цен, правильно отражающих расходы на развитие производства. Пока на примере модернизированной мной социалистической экономики. В которой вы хорошо разбираетесь и можете понять, что изменится после такой замены налога. Чтобы потом показать что в капиталистической экономике по сути происходит то же самое. Всеобщее завышение цен.
Фактически Вы предложили взимать кумулятивный налог с продаж средств производства + обычный налог с продаж предметов потребления и потребительских услуг. В свое время исключительно с целью заработка я написал монографию по налогам (Куцын Н. А. Современная теория и практика налогообложения / Н.А. Куцын, В.В. Калюжный, О.В. Мозенков, В.Д. Балыкин : Изд-во Прапор. – Харьков. – 2001 г. – 511 с.) и поэтому кое-что смыслю в налогообложении.
Кумулятивные налоги, так называемые «многоступенчатые», удерживаются с общей стоимости каждой операции. Они позволяют делать значительные сборы, несмотря на относительно низкие ставки. Более того, их удержание не составляет большого труда, так как взимаются они, без каких-либо исключений, со всех операций, которые были совершены с товаром в ходе его производства и продвижения к потребителю.
Но кумулятивные налоги оказывают значительное давление на цену товара, особенно в индустриальных странах, где развито разделение труда, побуждая предприятия сокращать циклы производства и обращения товаров. Этот значительный недостаток кумулятивных налогов послужил причиной того, что данные налоги практически полностью исчезли из налоговых систем промышленных держав.
Вместо кумулятивного налога стали взимать налоги с оборота разового удержания, которые со временем прирбрели форму НДС.
Налог на добавленную стоимость (НДС) «изобрел» в 1919 году в Германии Вильгельм фон Сименсон. Новый налог назывался «Veredelte Umsatzsteuer» — «облагороженный налог с оборота». Его должны были платить при продаже любой продукции или услуг. При этом фирмы не могли зачесть налог, заплаченный при покупке сырья. (Сейчас по такому принципу, например, граждане США платят налог с продаж). Однако на практике НДС внедрить смог французский финансист Морис Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего.
В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 г. от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй — созданием в 1948 г. системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 г. вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость.
Правда, прежде чем ввести НДС на территории Франции, новый налог «тестировали» в зависимом в то время от Франции африканском государстве Кот ди Вуар более десяти лет. В действующем до сегодняшнего дня варианте НДС появился во Франции 1 января 1968 года. с вступлением в силу Закона Пятой Республики № 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки)
В 70-е годы ХХ века применение НДС стало общеевропейским явлением.
Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 3 % до 15 %.
Внешне для покупателя НДС напоминает налог с оборота или налог с продаж: продавец добавляет его к стоимости продаваемых товаров, работ или услуг. Однако в отличие от оборотных налогов или налогов с продаж, если покупатель также является плательщиком НДС (то есть покупает облагаемые налогом товары или услуги для использования в производстве других товаров или услуг), он при расчете общей суммы своих обязательств перед бюджетом имеет право вычесть из суммы налога, полученной от покупателя, сумму налога, который он уплатил своему поставщику за облагаемые налогом товары, работы или услуги. Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Такая система налогообложения (по сути, являющаяся модификацией налога с продаж) создана для решения нескольких задач.
распределение уплаты налога в бюджет между стадиями производственно-коммерческого цикла позволяет избежать каскадного эффекта, то есть многократного взимания налога с одной и той же стоимости. В современной экономике при производстве товаров или предоставлении услуг происходит множество затрат, поэтому наличие каскадного эффекта может привести к существенному увеличению суммы выплачиваемого налога.
распределение обязанности по уплате налога в бюджет между различными налогоплательщиками позволяет минимизировать риски уклонения от налогообложения. В системе налога с продаж уклонение от налога розничным продавцом означает потерю всей суммы налога, в условиях НДС неуплата налога одним участником производственно-коммерческого цикла не исключает возможности получения этой же суммы на последующих стадиях производства (перепродажи). Это, естественно, не исключает наличия собственных, более сложных технологий уклонения от НДС.
НДС в условиях современной экономики позволяет «очистить» экспортируемые товары от национальных налогов и взимать косвенный налог по принципу «страны назначения». Не только освобождение от взимания НДС с экспортера, но и возможность возмещения НДС, уплаченного экспортером товара своим поставщикам, позволяет добиться того, что товары, экспортируемые из страны, применяющей НДС, будут полностью освобождены от национальных косвенных налогов и таким образом, национальное косвенное налогообложение не будет влиять на конкурентоспособность национального производства. С точки зрения конечного потребителя НДС полностью эквивалентен налогу с продаж — поскольку такой потребитель не может вычесть уплаченный продавцу налог, то для него сумма уплаченного налога — это и есть номинальное налоговое бремя. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.
Что касается Вашего утверждения
Цитата:
Но также понятно и то, что это неправильно, так как создает проблемы в планировании из-за цен, неверно отражающих стоимость развития производства в ценах товаров.
Но этот вопрос совершенствования социалистической экономики совершенно бессмысленный и мы в него углубляться не будем.
то оно относится к разряду ложных.
Во-первых, в социалистической стране СССР существовала двухуровневая система цен: оптовые цены и розничные цены. Государство покупало у предприятий все средства производства и предметы потребления по оптовым ценам, соответствующим ОНЗТ. У предприятий не оставалось средств на развитие производства, но они поступали предприятию в плановом порядке фактически безвозмездно, в том числе на развитие производства. Предметы потребления и услуги облагались налогом с оборота, который взимался в не в момент продажи товара, а по факту его производства. Это являлось противоречием, так как затем товар мог залежаться на складе ввиду его низкого качества.
В целом двухуровневая система цен позволяла правильно оценивать эффективность производства и капитальных вложений, но не нравилась предприятиям ввиду их относительной самостоятельности.
Во-вторых, изучение подобных вопросов не является бессмысленным, так как позволяет отсечь заведомо искаженные предложения по совершенствованию системы налогов. Например, попытка воспроизвести кумулятивный налог с оборота в Украине взамен НДС (Богословская И.Г. и др.) была отвергнута. То же самое ожидает и Ваши предложения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Современная теория и практика налогообложения / Куцын Н.А., Калюжный В.В., Мозенков О.В., Балыкин В.Д. Харьков, «Прапор», 2001. 512 с.
2. Калюжный В. Макроэкономический анализ налога на добавленную стоимость// Экономика Украины. –2002. –№3. –С.9-17.
3. Калюжний В.В. Вплив податків на процес ринкового ціноутворення й економіку підприємств // Фінанси України. –2002. –№6. –С.17-25.
4. Калюжный В., Майорченко В. О необходимости радикального реформирования налоговой системы в Украине // Экономист. –2002. –№9. –С.45-51.
5. Калюжный В. Можно ли усовершенствовать налог на добавленную стоимость // Юридичний радник. –2005. –№1(3). –С.98-104.
P.S. Кстати, НДС - один из факторов, способствующих выравниванию отраслевых норм прибавочной стоимости, так как облагается налогом основная часть чистой добавленной стоимости. Однако для рассмотрения вопроса на данном форуме не вижу оснований.