Григорий писал(а):
Здравствуйте, Инженер.
Спасибо за пояснения. Я пытаюсь вникнуть в ход Ваших мыслей и логики.
У меня к Вам ещё один вопрос. Не могли бы Вы продемонстрировать Ваш метод понимания происхождения прибыли на простом примере - производство пшеницы, в котором наёмные рабочие получают ПОЛНУЮ оплату своего труда НЕ деньгами, а собственным продуктом - пшеницей.
И - в более общем виде - расскажите, как работает Ваша схема, если оплата труда производится РЕАЛЬНЫМИ деньгами - например, золотыми монетами.
Как я понимаю, у Вас рабочие, выращивающие, например, 100 кг пшеницы из 1 кг семян, должны в качестве ПОЛНОЙ оплаты за свой труд получить 99 кг пшеницы, если оплата труда производится натурой. Но тогда капиталисту просто ничего не достанется.
Капиталист вместо этих 99 кг пшеницы может выдать им ДЕНЕЖНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ - золотые монеты, на которые они могут купить эти 99 кг пшеницы. Но и в этом случае опять капиталист останется без прибыли: он отдал ровно столько монет, сколько ему рабочие выплатят, купив его 99 кг пшеницы. Если капиталист устанавливает цену 99 кг пшеницы ВЫШЕ, чем количество выданных рабочим золотых монет, то это значит, что он НЕ ПОЛНОСТЬЮ оплатил труд рабочих - ведь их труд произвёл 99 кг пшеницы - то есть наценка нарушает принцип полной оплаты труда.
По-моему, Ваши ДВА утверждения, что оплата труда равна созданной трудом стоимости, и что при этом прибыль образуется за счёт завышения цен - противоречат друг другу. Либо зарплата равна созданной стоимости и тогда наценка нулевая, либо наценка не-нулевая, но тогда РЕАЛЬНАЯ оплата труда (в пшенице, в золотых монетах) МЕНЬШЕ созданной трудом стоимости.
Поясните, пожалуйста, что Вы об этом думаете.
Никаких противоречий нет.
В случае оплаты труда зерном в количестве 99 кг и полного удовлетворения потребности рабочих в зерне, никакой прибыли действительно не будет. А вот если потребность в зерне не удовлетворена, то рабочие понимают, что на следующий год сажать нужно больше, например не 1, а 2 кг. В таком случае они еще больше затягивают пояса, пополняют свой рацион грибами, ягодами, кореньями и прочими дикорастущими и относят 1 кг обратно капиталисту, чтобы он организовал в следующем году посев на удвоенных площадях. Если же нашему капиталисту нужно больше зерна для своего шикарного образа жизни, то он, понимая, что сразу отдав зерно, он попрощается с ним полностью и навсегда, так как он не сможет продать его втридорога на рынке, что для него более удобно и для рабочих более трудно так понять, где их обманывают (вот даже вы с Валерием до сих пор не можете понять, как в действительности обманывают рабочих), то тогда он действительно будет нагло недоплачивать рабочим, как описано у Маркса. Собственно говоря оброк - это и есть такая наглая недооплата труда. Рыночное обворовывание на шикарную жизнь гораздо комфортнее для капиталистов, чем например когда почти по Марксу рабочему из изготовленных им 10 гаек дают для самостоятельной продажи на рынке только 5, а 5 продает капиталист. Так нужно тратить очень много денег на полицию и рабочие будут очень стараться разными способами навредить капиталисту. Именно поэтому теория Маркса так пришлась впору революционерам. А когда оплачивают деньгами, не совсем понятно, откуда их появляется очень много у капиталиста. Если объяснять рабочим так, как есть, то есть прибыль капиталисту вы, рабочие даете сами, своими руками, для того чтобы он организовал производство дополнительных товаров для вас же, и только маленькую толику утаивает на свою шикарную жизнь, то так рабочих на революцию и разрушение установившегося порядка не поднимешь. Они просто будут внимательнее следить за расходами капиталиста и говорить ему ай-я-яй, когда он тратит на себя слишком много. Потому что будут понимать, что никто кроме капиталистов не организует высокоэффективное производство дешевых товаров для них.
Теперь откуда появляется прибыль при оплате труда золотом. Совершенно оттуда же, откуда при продаже за деньги - за счет завышения цен при неполном удовлетворении спроса. При этом в сбалансированной экономике производство золота растет пропорционально росту производства других товаров. И цены в золоте остаются неизменными. Если поставить условие, что золота в недрах уже практически нет, то золото будет дорожать, а товары в золоте дешеветь. Кроме того, товары в общем будут дешеветь и в человеко-часах за счет развития производства и сопутствующего роста производительности труда.
Ваша версия, когда капиталист выплачивает меньше монет, чем потом нужно будет для покупки 99 кг зерна, некорректна потому что капиталист не знает, сколько будет стоить зерно на рынке после того, как его вырастят. А труд он оплачивает на рынке труда по рыночным ценам, учитывающим и необходимый и прибавочный труд, потому что на рынке труда присутствуют и кустари и ремесленники и члены кооперативов.
Основной ключ для понимания моей версии ТТС - это осознание того, что на рынке цены формируются в основном в соответствии с балансом спроса и предложения, очень слабо коррелируют с уже кристаллизованным в товаре трудом и точно отражают все затраты общественно необходимого труда - и уже совершенные и предстоящие по развитию производства, необходимость и размеры которых выясняется именно в момент продажи. Необходимый размер затрат по развитию производства конкретного товара и определяет величину наценки относительно затрат для его производства в постоянном количестве.
И еще одно замечание. Для кустарей, ремесленников и членов кооперативов никакого толка от того, что они получают прибавочную стоимость на руки, нет. Они так же как и наемные рабочие потратить эти деньги на себя не смогут, потому что их придется вложить в развитие производства, которое рано или поздно обратится в пыль вследствие исчезновения потребности в производимом товаре. Точно так же, как и какое-то капиталистическое производство, ориентированное на конкретный товар. Но обращение в пыль будет происходить с возвратом покупателями денег, когда-то переплаченных ими в связи с необходимостью развития производства за счет прекращения восстановления износа и следующего за этим снижения цен.
Ну и еще одно замечание. Несмотря на то, что при одинаковом органическом строении капитала размер действительно произведенной в отрасли прибавочной стоимости совпадает с размером прибыли в отрасли и варианты извлечения прибавочной стоимости из зарплаты на производстве и на рынке математически тождественны, даже в этом случае версия Маркса с извлечением прибавочной стоимости из зарплаты на производстве не проходит из-за того, что уровень зарплаты определяется на рынке рабочей силы, в котором участвуют и кустари и ремесленники, привыкшие получать оплату за весь труд,и необходимый и прибавочный. Если бы капиталисты оплачивали только необходимый труд, то они бы не наняли ни одного работника.