практик писал(а):
Валерий Васильевич! Вам надо срочно обратиться к врачу ухо-глаз. Я Вам настойчиво говорю о потребительной стоимости, которая не продается, т.е. о продукте, а Вы видите потребительную стоимость, которая продается, то есть товар.
Правда, эта проблема легко решается врачом другой всем известной специализации.
Вообще говоря, у меня такое впечатления, что я спорю не с человеком, а с каким-то двуногим существом.
О чем идет спор?
Практик фактически утверждает, что при социализме в условиях упразднения товарного производства оплата труда будет производиться не по принципу «от каждого по способностям, каждому по труду», а по принципу — каждому за отработанный астрономический час труда — одинаковое вознаграждение в форме потребительной стоимости независимо от сложности, интенсивности, производительности этого труда.
Эту мысль, совпадающую с мнением Евгения Дюринга, она подкрепляет утверждением о том, что при социализме нет никакой стоимости, создаваемой сложным трудом по сравнению с простым трудом, а сложный труд создает не бóльшие стоимости, а бóльшие потребительные стоимости за астрономический час работы.
Рассматривая фразу Энгельса, относящуюся к капитализму (товарному производству), —
«Продукт часа сложного труда представляет собой товар более высокой, двойной или тройной, стоимости по сравнению с продуктом часа простого труда.»
т.20, с.203.
практик пытается доказать, что
Цитата:
Энгельс говорит о том, что сложным трудом создается больше
потребительных стоимостей, а не
меновых. При социализме нет обмена товарами, поэтому не может быть и меновых стоимостей. Когда же Вы
это, наконец-то, поймете?
viewtopic.php?p=29497#p29497 По поводу этой галиматьи я убедительно доказал, что в фразе Энгельса в действительности под стоимостью подразумевается не потребительная стоимость, как ошибочно думает
практик, а меновая стоимость. Для этого я процитировал следующее положение Маркса:
«… Как быть с сложным трудом, который возвышается над средним уровнем как труд более высокой напряженности, большего удельного веса? Труд этого рода сводится к сложенному простому труду, простому труду, возведенному в степень, так что, например, один день сложного труда равен трем дням простого труда. Здесь еще не место рассматривать законы, управляющие этим сведением. Но что такое сведение происходит — очевидно, ибо в качестве меновой стоимости продукт самого сложного труда является в определенной пропорции эквивалентом продукта простого среднего труда и, следовательно, приравнивается к определенному количеству этого простого труда.»
т.13, с.17.
Коварство
практик состоит в том, что она все время пытается обсасывать то положение, что поскольку товары при социализме не производятся, то никаких меновых стоимостей там и в помине нет, а кто против этого — тот дурак.
Вот и сейчас, не воспринимая тот факт, что разъяснение цитатой Маркса (т.13, с.17)
относится к капитализму, а не к социализму, она торжествует и пишет:
Цитата:
… настойчиво говорю о потребительной стоимости, которая не продается, т.е. о продукте, а Вы видите потребительную стоимость, которая продается, то есть товар.
Видите, как хитроумно осуществляется подмена понятий: я пишу, что «в качестве меновой стоимости продукт самого сложного труда является в определенной пропорции эквивалентом продукта простого среднего труда», а
практик заменяет меновую стоимость товаром, так как я якобы вместо меновой стоимости вижу «потребительную стоимость, которая продается, то есть
товар».
Однако подобная софистика рассчитана на простаков.
Все дело в том, что термин «меновая стоимость» нейтрален и может применяться как к капитализму, так и социализму. Чтобы это доказать, вначале вспомним следующие слова Маркса:
«… Для меня, — писал он, — «стоимость» товара не есть ни ее потребительная, ни ее меновая стоимость».
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.384.
Затем напомню, что согласно Марксу меновая стоимость «прежде всего представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода, — соотношения, постоянно изменяющегося в зависимости от времени и места» (т.23, с.44).
А теперь центральный вопрос: имеет ли место при социализме обмен потребительных стоимостей одного рода на потребительные стоимости другого рода? Разумеется нет, ответит
практик в силу своего непонимания вопроса.
А я отвечаю, что при социализме обмен потребительных стоимостей одного рода на потребительные стоимости другого рода, как результатами деятельности людей, имеет место!
Об этом Маркс недвусмысленно пишет в «Критике Готской программы»:
«Здесь (при социализме — В.К.), очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных стоимостей. Содержание и форма здесь изменились, потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. Но что касается распределения последних между отдельными производителями, то здесь господствует тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой.
Поэтому равное право здесь по принципу всё ещё является правом буржуазным, хотя принцип и практика здесь уже не противоречат друг другу, тогда как при товарообмене обмен эквивалентами существует лишь в среднем, а не в каждом отдельном случае.»
т.19, c.18-19.
Как видим, при социализме господствует тот же принцип, что и при обмене
товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой. Однако осуществляется не обмен товарами, а обмен потребительными стоимостями, каждая из которых является носителем определенного количества общественно необходимого труда, т.е. количества общественного труда, заключающееся в продукте в среднем.
«Чтобы определить при этих условиях количество общественного труда, заключающееся в продукте, — писал Энгельс, — нет надобности прибегать к окольному пути; повседневный опыт непосредственно указывает, какое количество этого труда необходимо в среднем. Общество может просто подсчитать, сколько часов труда заключено в паровой машине, в гектолитре пшеницы последнего урожая, в ста квадратных метрах сукна определённого качества.»
т.20, с.321.
Здесь непосвященные не понимают, почему при социализме обмен эквивалентными количествами труда осуществляется в каждом отдельном случае, тогда как при товарообмене обмен эквивалентами существует лишь
в среднем. Все дело в том, что при социализме идет обмен количествами общественного труда, заключающимися в продукте в среднем, т.е. по действительным стоимостям, а при товарообмене обмен идет по ценам производства, которые лишь обеспечивают равенство между суммарной ценой и суммарной стоимостью, что и означает обмен эквивалентами при товарообмене (при капитализме) лишь
в среднем.
Итак, социализм требует определения общественно необходимых затрат труда, а это невозможно сделать без учета сложности труда и его влияния на пропорции обмена потребительными стоимостями. Что касается учета сложности труда при записи его количества в квитанцию в том, что индивидуальным производителем доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), чтобы затем по этой квитанции он смог получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое трачено столько же труда, то вопрос о сложности труда в зависимости от квалификации должен решаться в каждом отдельном случае.
Если индивидуальный производитель получил высокую квалификацию за счет расходов труда общества, то он вряд ли имеет право претендовать на более высокую оплату труда. Но вот если такой участник производства обеспечит рост производительной силы и интенсивности собственного или коллективного труда по сравнению со средним уровнем, то ему, безусловно, должно принадлежать и большее вознаграждение за такую эффективность труда. Иначе в социалистическом обществе воцарится уравниловка или радикальный уравнительный социализм, против которого Энгельс собственно и боролся в лице Евгения Дюринга.
К сожалению, все эти вопросы изложены Марксом и Энгельсом в такой форме, которая требует некоторого напряжения ума для их понимания. Здесь уж ничем не поможешь, даже путем обращения в специальные лечебные учреждения. Не все способны мыслить на должном уровне.
С уважением ко всем
участникам форума,
Валерий