практик писал(а):
Рубли при социализме не нужны, потому что при социализме нет и не может быть торговли, то есть не может быть обмена результатами труда.
Как говаривал классик, э батенька (матушка), да вы не понимаете элементарного.
Рубли при социализме нужны, если действуют цены, прямо пропорциональные ОНЗТ.
"Вопрос, - писал Маркс, - почему деньги не представляют непосредственно самого рабочего времени, почему, например, бумажный денежный знак не представляет x рабочих часов, сводится просто к вопросу, почему на базисе товарного производства продукты труда должны принимать форму товаров, так как форма товара предполагает разделение их на товары и денежный товар; или — к вопросу, почему частный труд не может рассматриваться как непосредственно общественный труд, т. е. как своя собственная противоположность. В другом месте я подробно рассмотрел плоский утопизм «рабочих денег» на основе товарного производства («К критике политической экономии», стр. 61 и сл. [см. Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, 2 изд., том 13, стр. 67 и сл.]). Здесь отмечу только, что, например, «рабочие деньги» Оуэна имеют с «деньгами» так же мало общего, как, скажем, театральный билет. Оуэн предполагает непосредственно обобществлённый труд, т. е. форму производства, диаметрально противоположную товарному производству. Рабочая квитанция лишь констатирует индивидуальную долю участия производителя в общем труде и долю его индивидуальных притязаний на предназначенную для потребления часть общего продукта. Но Оуэн и не думал предполагать товарное производство и в то же время стремиться устранить его необходимые условия посредством денежных фокусов".
http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Ka ... 03.html#c3
Ну что же, попробую еще раз пробиться в извилины мозга Ирины Валентиновны, защищенного барьером повышенной твердости.
Когда мы говорим о социализме, то предполагаем непосредственно обобществлённый труд, т. е. форму производства, диаметрально противоположную товарному производству.
При социализме нет товаров, но есть продукты труда, нет цен, но есть оценки ОНЗТ, которые могут быть выражены как в рабочем времени, так и в «рублях», нет денег, но есть квитанции-удостоверения, количество которых показывает на какую сумму трудозатрат рабочий может претендовать при приобретении им в общественных распределителях продуктов труда в форме потребительских товаров и услуг.Маркс в том же первом томе «Капитала» не случайно написал:
"Стоимость рабочей силы, т. е. рабочее время, необходимое для её производства, определяет собой рабочее время, необходимое для воспроизводства её стоимости. Если один час труда выражается в количестве золота, равном половине шиллинга, или 6 пенсам, и если дневная стоимость рабочей силы составляет 5 шилл., то рабочий должен работать ежедневно десять часов, чтобы возместить дневную стоимость своей рабочей силы, уплаченную ему капиталом, или произвести эквивалент стоимости необходимых ему ежедневно жизненных средств".
http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Ka ... 0.html#c10
Совершив мысленный прыжок в правильный социализм, мы можем написать:
1 час простого труда = 1 «рубль» = 1 тред = 10 баксов = 1000 дуриков.
Если рабочий работает ежедневно 8 часов, то он затрачивает за один рабочий день 8 часов простого труда и создает ценность, равную 8 «рублям». Но часть этой ценности общество использует в качестве прибавочного продукта, т.е. в качестве того количество труда, которое работоспособные члены общества постоянно должны затрачивать в пользу ещё или уже неработоспособных его членов, для образования страхового и резервного фонда, и для непрерывного расширения воспроизводства в степени, определяемой общественной потребностью. Если эта часть составляет, например, 50% вновь созданной ценности, то рабочий получит 4 «рубля» в день, за месяц — 4×22 = 88 «руб.» или, если хотите, 88000 дуриков.
По итогам месяца рабочий может приобрести в социалистическом магазине (распределителе) продуктов труда на сумму 88 «руб.» и в этих продуктах будет содержаться в среднем столько же затрат труда, сколько затратил сам рабочий. Почему «рубли» предпочтительнее, чем трудовые квитанции или расчетные книжки? Да потому, что так удобнее самому рабочему. Чтобы выпить кружку пива, ему не придется ехать в «распределитель», а достаточно будет зайти в соседний пивной бар и расплатиться за пиво.
Разумеется, в наш электронный век рабочий будет иметь единую платежную карточку, в которой общество будет записывать все трудовые доходы рабочего, а на сервере будет вестись учет покупок рабочего и все операции по перечислению «рублей» кому бы то ни было. Дрожите, взяточники и казнокрады !!!
Как видим, внешне деньги остаются, но они будут иметь с «деньгами» так же мало общего, как, скажем, театральный билет или билет на футбол.
Одновременно с этим полностью исчезает обмен товарами, но обмен видами труда и обмен продуктами труда между рабочими остается, причем так, как и писал об этом Маркс в «Критике Готской программы»:
«Здесь, очевидно, ГОСПОДСТВУЕТ ТОТ ЖЕ ПРИНЦИП, КОТОРЫЙ РЕГУЛИРУЕТ ОБМЕН ТОВАРОВ, ПОСКОЛЬКУ ПОСЛЕДНИЙ ЕСТЬ ОБМЕН РАВНЫХ СТОИМОСТЕЙ. Содержание и форма здесь изменились, потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. Но что касается распределения последних между отдельными производителями, то здесь господствует тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой.»
http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Gotha/gotha.html
Маркс черным по белому написал, что
при социализме господствует принцип, регулирующий обмен индивидуальных предметов потребления по равным стоимостям. Из этого следует, что помимо механизма установления «стоимостных цен» при социализме должен быть и механизм корректировки таких цен соответственно изменению производительной силы труда в производстве того или иного индивидуального предмета потребления и вообще любого продукта труда.
Именно такого корректировочного механизма не было создано в СССР, не говоря уже о том, что цены не соответствовали уровню ОНЗТ. Десятилетиями многие цены оставались неизменными, что не способствовало обновлению ассортимента и стимулированию более производительного труда. Разумеется, стимулирующая роль рыночных цен капиталистического окружения оказалась эффективнее, и вскоре наши люди с изумлением стали смотреть на качество «загранических» товаров, а затем простаивать сутками в очередях в надежде купить импортные сапоги и т.п. Очевидно это и создало массовое неприятие практического социализма в СССР, хотя он имел гораздо больше преимуществ, чем думают противники социализма.
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету великана. Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося.
К. ЧуковскийНу хоть сейчас что-нибудь поняли, Ирина Валентиновна?
