Замечание Ingeneru.
Относитесь с уважением к участникам дискуссии.
Владимир Николаевич (Лебедев), приводит два рассуждения:
РАССУЖДЕНИЕ №1.
Цитата:
"количество общественного труда... "
звучно .....это звучно...
но полностью
бессмысленно
ну ..типа декларации
Несмотря на некоторую экспансивность заявления, в принципе он прав.
"Количество общественного труда, которое необходимо обществу в среднем для производства продукта" - термин нечёткий, неопределённый. Поэтому эту "сущность" (количество общественного труда) весьма проблематично будет измерить или посчитать. Блауг в одном месте говорит о том же - что "посчитать общественно-необходимый труд", как предлагает Энгельс в "Антидюринге" - совсем не так просто. Такой "подсчёт" предполагает применение какого-то алгоритма для сравнения разных видов труда (какой труд больше, а какой меньше), но до сих пор в вопросе о том, что это должен быть за алгоритм, - полная неясность. Поэтому то, что кажется простым с первого вгляда, не деле (на практике) может оказаться неразрешимой задачей. В условиях товарного производства задача эта (сравнение разных видов труда - какой больше, а какой меньше) решается в процессе реального товарообмена - так сказать, в режиме on-line. Механизм сравнения инкорпорирован в самой системе, вшит в её специфические свойства и работает автоматически, вне сознания отдельных людей или групп. Можно описать этот механизм - это даст решение проблемы редукции и тем самым позволит вычислить стоимости товаров. Но что делать с вычислением "стоимостей" в коллективном производстве?
Валерий приводит интересные выдержки на тему - что Маркс думал незадолго до своей кончины.
Цитата:
меновая стоимость есть лишь «форма проявления», самостоятельная форма представления содержащейся в товаре стоимости,
Но это было понятно с самого начала. Маркс ещё в 1867 году в своём письме Энгельсу от 27 июня писал:
Цитата:
Параграф 1. Два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма стоимости....
Параграф 2. Относительная форма стоимости...
Параграф 3. Эквиваентная форма...
Параграф 4. Форма стоимости, или самостоятельная форма проявения стоимости = меновая стоимость"
Если "стоимость" (сущность) и "меновая стоимость" (форма проявления) отличаются, то значит ли это, что "стоимость" (= сущность) существует вне своей "формы проявления"? Валерий склонен ответить на этот вопрос положительно. Он пишет:
Цитата:
в нетоварной экономике изменяется форма проявления стоимости. Если в товарной экономике она существовала в форме меновой стоимости — как стоимостные цены при простом товарном производстве, как цены производства при капитализме времен свободной конкуренции и как монополистические цены во времена монополистического капитализма, — то в нетоварной экономике социализма стоимость проявляется непосредственно как средние затраты простого абстрактного труда, воплощенные в натуральной единице данного продукта труда....
согласно Энгельсу количество общественного труда, заключающееся в продукте, означает, какое количество этого труда необходимо в среднем для производства этого продукта. Не случайно же он написал, что общество должно будет знать, сколько труда требуется для производства каждого предмета потребления, тем более, что повседневный опыт непосредственно указывает, какое количество этого труда необходимо в среднем.Как назвать это количество общественного труда? Нет сомнения в том, что это форма проявления стоимости в нетоварной экономике. Нет сомнения также в том, что это безденежная форма стоимости. Такая стоимость проявляется не через обмен, как думает Григорий, а через распределение.
На мой взгляд, количество общественного труда, которое необходимо обществу в среднем для производства продукта — это и есть трудовая или общественная стоимость, которая составляет конечный пункт трудовой теории стоимости.
Но
вот что по этому вопросу думают Гегель, Маркс и Энгельс.
Гегель в своей "Энциклопедии философских наук" объясняет соотношение сущности и явления следующим образом:
Цитата:
"... часто пользуются категорией сущности абстрактным образом и тогда прирассмотрении вещей фиксируют их сущность как нечто равнодушное к определённому содержанию своего явления и существующее для себя (параграф 112)
"...сущность... не остаётся скрытой за явлением или по ту сторону его, но, низводя его на степень просто явления, ИМЕННО ТАКИМ ОБРАЗОМ манифестирует себя как сущность (параграф 131)
Энгельс в "Диалектике природы" пишет:
Цитата:
"Истинна природа определений "сущности" указана самим Гегелем ("Энциклопедия" параграф 111 Добавление): "в сущности всё относительно".
Обратим внимание, что Энгельс в своём понимании "сущности" даёт ссылку на Гегеля - этим подтверждая, что понимать эти философские категории следует именно так, как их понимал Гегель - то есть диалектически. А Гегель, как видно из приведённого отрывка, предупреждает об ошибочности использования категории сущности "абстрактным образом", как нечто существующего для себя. Гегель подчёркивает, что сущность манифестирует (или удостоверяет) себя в качестве сущности лишь через своё проявление, посредством низведения проявления до просто явления.
Можно ещё вспомнить, что и Ленин в "Философских тетрадях" отмечал (цитирую по памяти): "Явление существенно, сущность является", то есть одного без другого просто нет.
Предоставим, наконец, слово Марксу. В четвёртом томе "Капитала" (Теории прибавочной стоимости), гл.20, 3), d), разбирая взгляды на форму стоимости Самюэля Бэйли и Давида Рикардо, Маркс пишет:
Цитата:
"Чтобы можно было стоимость предмета А, например, книги, измерять в предмете В, в угле, и в предмете С, в вине, А, В, С как стоимости должны быть чем-то отличным от их существования как книги, угля и вина.
Чтобы можно было стоимость А имерять в В, А дожно иметь стоимость, не зависящую от измерения этой стоимости в В, и оба они дожны быть (качественно) равны третьей вещи, которая выражается в них обоих.
Но, - добавляет Маркс, - СОВЕРШЕННО ОШИБОЧНО говорить, что в результате этого стоимость товара превращается из чего-то относительного в нечто абсолютное. Наоборот. В качествепотребительной стоимости товар выступает как нечто самостоятельное. В качестве СТОИМОСТИ (отметим, не МЕНОВОЙ стоимости, а просто СТОИМОСТИ - Г.) наоборот, он выступает как нечто лишь положенное, определяемое лишь его отношением к общественно необходимому, одинаковому простому рабочему времени. Это настолько относитеьно, что при именении требующегося для его воспроизводства рабочего времени изменяется и его стоимость, хотя действительно содержащееся в нём рабочее время осталось неименным...
... товары... в качестве стоимостей... представяют лишь отношения людей в их производственной деятельности...
Стоимость... "предполагает обмен", но обмен этот есть обмен вещами между людьми, обмен, не имеющий абсолютно никакого отношения к вещам как таковым.... При обобществлённом труде отношения людей в их общественном производстве не представлены как "стоимости" "вещей". Обмен продуктами как товарами есть определённая форма обмена трудом и зависимости труда каждого человека от труда других, определённый способ общественного труда, или общественного производства....
...стоимость... (это - Г.) нечто относительное, отношение вещей к общественному труду, к покоящемуся на частном обмене общетвенному труду...
"... "стоимость" не есть нечто абсолютное,... её нельзя рассматривать как нечто самостотельно существующее" (стр. 130-131 часть 3 издание 1978 года)
То, против чего предостерегают Гегель и Маркс - одна из распространённых ошибок метафизического мышления: отделение сущности (стоимости) от её формы проявления (меновой стоимости). Диалектика учит, что думать, будто сущность существует сама по себе, вне своего проявления - это глубокая ошибка. Нельзя просто взять и выбросить "меновую стоимость" как внешнюю форму, надеясь сохранить лишь её "сущность" (общественный труд). Получится в итоге лишь голая абстракция, которую потом придётся наполнять новым смыслом, привносимым извне. Называть эту абстракцию "стоимостью" вряд ли можно. И Маркс об этом говорит недвусмысленно. Маркс укаывает на относительность понятия "стоимость", приводя в качестве примера ситуацию именения общественно-необходимого труда при неизменном индивидуальном труде, овеществлённом в товаре.
Надо понимать, что термин "общественно-необходимый" - это ёмкое понятие, которое помимо естественных свойств (труда и потребностей) фиксирует также влияние системы - то есть, системный аспект.
Что общество "считает" общественно необходимым - это зависит не только от общих естественных потребностей, но также и от устройства общества, и от сложившихся внутри него отношений между людьми.
Термин "общественно необходимый" вбирает в себя аггрегированный эффект взаимодействий множества частных товаропроиводителей. То есть "общественно необходимый труд" в рыночной экономике помимо фиксации естественных свойств труда, включает в себя также и системный аспект (формирование представлений об "общественно необходимом" как результат принятых внутри системы "правил игры"). Это влияние системы на "общественно необходимый труд" есть одно из "эмерджентных свойств" системы рыночной экономики. Особенности правил игры в среде агентов рыночной САС накладывают свой отпечаток на то, что они считают "общественно необходимым трудом".
Например, в современной России труд учёного, например, вполне может не считаться "общественно необходимым" и соответственно вполне может не оплачиваться вовсе. Но точно такой же труд в цивилизованных странах (где высоко ценятся творчество, талант, ум и инициативность) считается почему-то общественно необходимым и соответственно вознаграждается.
В первом случае наука невостребована ни государством, ни бизнес-сообществом, существует в отрыве от них, а открытия не ассимилируются внутри страны.
Во втором случае наука является необходимым звеном в управлении и при выборе технологий и модернизации проиводств.
Таким образом, смысл термина "общественно необходимый"
существенно зависит от общественной формы труда, от конкретных особенностей социальной системы, от сложившихся "правил игры", то есть от системного аспекта.
Выкинув же всё характерное и специфическое, что только и делает овеществлённый общественно-необходимый труд - "стоимостью", получим в итоге бессодержательную абстракцию "труда вообще" как "расходования мозга, мускулов, нервов, рук и т.п.". Но
"расходование" - это не стоимость. Можно, конечно, в дальнейшем (в условиях коллективного производства) использовать этот термин "расходование...", дополняя его новым содержанием, которое будет фиксировать новые системные свойства системы коллективного производства, но это будет труд с
другими системными качествами, кардинально иными, чем в условиях системы частного товарообмена. Зачем же называть это "стоимостью"? Будет лишь путаница.
"Стоимость" и "расходование..." - не одно и то же.
РАССУЖДЕНИЕ №2.
Цитата:
так как понятие труд ... пока еще никто не формализовал и стоимость никто не сосчитал...
да и очевидно... что это невозможно
Тут я бы согласился с тем, что "понятие труд ... пока еще никто не формализовал и стоимость никто не сосчитал". НО из этого ЛОГИЧЕСКИ ещё не следует, что "это невозможно". Так что последнее заключение Владимира Николаевича (Лебедева) не обосновано.