О ЛОГИЧЕСКИХ УЛОВКАХ В «ТЕОРИИ» ЛЕБЕДЕВАВ письме Конраду Шмидту, написанном Ф.Энгельсом 12 марта 1895 года (примерно за 5 месяцев до смерти), есть такие строки:
«…Совокупная прибыль и совокупная прибавочная стоимость могут совпадать только приближенно. К тому же учтите еще, что как совокупная прибавочная стоимость, так и совокупный капитал суть не постоянные, а переменные величины, изменяющиеся изо дня в день, и тогда станет очевидным, что совершенно невозможно иное выражение нормы прибыли формулой Ʃm/(Ʃ(c + v), кроме как при помощи приближенного ряда, и совершенно невозможно иное совпадение совокупной цены с совокупной стоимостью, кроме такого, которое постоянно стремится к единству и все же снова от него постоянно удаляется. Другими словами, единство понятия и явления выступает как процесс по существу бесконечный, и таковым оно является в данном случае, как и во всех других» (курсив мой — В.К.) [ Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с.356].
Как видим, спускаясь с высот теории на грешную землю, Энгельс утверждает, что совпадение совокупной цены с совокупной стоимостью на практике может осуществляться только приближенно. Лебедев этого не знает и не понимает. Уже из-за этого вся его, рожденная в невероятных потугах логическая конструкция против Маркса, рассыпается, как карточный домик.
В работе того же Энгельса, ЗАКОН СТОИМОСТИ И НОРМА ПРИБЫЛИ, написанной в мае-июне 1895 г. разъясняется:
«… Закон стоимости Маркса имеет силу повсюду, — поскольку вообще имеют силу экономические законы, — для всего периода простого товарного производства, следовательно, до того времени, когда последнее претерпевает модификацию вследствие возникновения капиталистической формы производства. До этого момента цены тяготеют к определенным, по закону Маркса, стоимостям и колеблются вокруг них так, что чем полнее развивается простое товарное производство, тем больше средние цены за продолжительные периоды, не прерываемые внешними насильственными нарушениями, совпадают со стоимостями с точностью до величины, которой можно пренебречь. Стало быть, закон стоимости Маркса имеет экономически всеобщую силу для периода, который длится с начала обмена, превратившего продукты в товары, и вплоть до XV столетия нашего летосчисления. Начало же обмена товаров относится ко времени, которое предшествует какой бы то ни было писаной истории и уходит в глубь веков в Египте по меньшей мере за две с половиной, а может быть и за пять тысяч лет, в Вавилонии же за четыре-шесть тысяч лет до нашего летосчисления. Таким образом, закон стоимости ГОСПОДСТВОВАЛ в течение периода в пять-семь тысяч лет» (т.25, ч.2, с.474-475).
Следовательно,
тяготение цен к определенным, по закону Маркса, стоимостям и
колебание вокруг них так, что чем полнее развивается простое товарное производство, тем больше средние цены за продолжительные периоды, не прерываемые внешними насильственными нарушениями, совпадают со стоимостями с точностью до величины, которой можно пренебречь, ПРЕКРАТИЛОСЬ еще в XV столетии нашего летосчисления. После этого в течение
пяти столетий колебание цен происходит вокруг цен производства, отклоняющихся от стоимости.
И вот теперь, взяв совокупную цену общественного продукта, не отклоняющуюся согласно Марксу от стоимости, и причем это совпадение совокупной цены с совокупной стоимостью, согласно Энгельсу, постоянно стремится к единству и все же снова от него постоянно удаляется, некто Лебедев утверждает, что поскольку в эту совокупную цену вносится вклад инфляции и вклад неживого труда (фактически вклад повышающейся производительности общественного труда), то якобы из равенства
совокупная цена совпадает с совокупной стоимостью вытекает то, что стоимость определяется не только затратами живого труда (
s), но дополнительно еще обесцениванием денег (инфляцией
i), а также вкладом неживого труда, т.е. свойством более эффективных средств производства повышать производительность общественного труда (
p).
Фактически Лебедев разлагает текущую совокупную цену (
z) на составляющие
z = i + p + sна основании равенства Маркса
Ʃz = Ʃs, при
i = 0 и
p = 0.
Если кто на данном форуме знаком с основами логики, то у Лебедева налицо
нарушение логического закона достаточного основания .
Сущность закона: всякая мысль может быть признана истинной только тогда, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснована.
Записывается этот закон логики так:
А есть потому, что есть В.
В приведенной логической схеме:
А — это логическое следствие, то есть мысль, которая вытекает из предыдущей мысли;
В — логическое основание, то есть мысль, из которой вытекает другая мысль.
Закон достаточного основания является отражением всеобщей взаимосвязи, существующей между предметами, явлениями в окружающем мире. Предметы и явления действительности связаны таким образом, что часто знание наличия одного из них может быть основанием для знания другого. Например, увидев в каком-то месте дым, мы делаем вывод о том, что здесь был или имеется очаг возгорания. Русский народ по этому поводу создал пословицу: «Нет дыма без огня». Хотя смысл пословицы сводится к другому, принцип ее создания основан на законе достаточного основания. Поэтому, обосновывая истинность того или иного положения при помощи других положений, мы опираемся на необходимые связи самих предметов, которые отражены в этих положениях.
Таким образом,
достаточное основание — это любая другая мысль, уже проверенная и признанная истинной, из которой с необходимостью вытекает истинность другой мысли.
А теперь вопрос к участникам форума (спрашивать у Лебедева бесполезно, однако):
Можно ли утверждать, что
z = i + p + s есть потому, что есть
Ʃz = Ʃs, при
i = 0 и
p = 0?
Я думаю, что среди логически мыслящих людей не найдется никого, кто дал бы утвердительный ответ на этот вопрос.
Итак, вся «теория» Лебедева высосана из пальца. К тому же, рассуждая о совокупной стоимости, равной совокупной цене, он незаметно подменяет совокупную стоимость на индивидуальную цену. Фокус завершен, неискушенная публика аплодирует (если, конечно, столь наивная публика имеется). Подобная логическая уловка (или ошибка) в доказательстве, состоящая в том, что начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом, в логике называется
подмена тезиса (лат.
ignoratio elenchi).
Вот такой он, этот «теоретик» В.Н. Лебедев. Но самое смешное в том, что подменив исходный тезис, Лебедев делает обратный реверс, утверждая, что равенство совокупной стоимости и совокупной цены вообще ошибочно! Вы знаете, такого еще история науки на знала: сначала подменяется тезис, а затем этот же тезис объявляется ложным. Не верите? Вот подтверждение:
lehrer писал(а):
постулат марксов это вербально записанная формула... которая строго определила равенство одного другому
и субьективные оправдания (когда поняли что попались на противоречии ...совсем явно) ничего не меняют в Марксом же выдвинутом постулате: от него Маркс отказался, отказавшись его опубликовать , так ка понял что этот постулат его рушит всю ТТС
Здесь, для пущей убедительности, Лебедев добавляет еще и ложку лжи, утверждая, что якобы Маркс отказался от своего постулата, столь ловко использованного Лебедевым, да еще и отказался его публиковать. Здесь уже новая логическая ошибка —
«предвосхищение основания» (
petitio principii). Она заключается в том, что в качестве аргументов используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения: ссылаются на слухи, на ходячие мнения, высказанные кем-то предположения или даже
на собственный вымысел, выдавая их за аргументы, якобы обосновывающие основной тезис. В действительности же доброкачественность таких доводов лишь предвосхищается, но не устанавливается с несомненностью. Ну и ну, однако!
В.К.